Эта
статья была написана, когда я работал в доблестном ЦКБ
МТ «Рубин» . |
|||||||||||||||||
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ CAD-СИСТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБВОДОВ КОРПУСА С СОХРАНЕНИЕМ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. В данной статье речь пойдет о способах проектирования теоретических обводов корпуса корабля и средств, которые для этого применяются. Конечно, при проектировании корабля как сложного инженерного сооружения этот вопрос нельзя рассматривать отдельно от проектирования конструкций, систем, оборудования и прочего. Однако проектирование обводов имеет свои нюансы, которые заслуживают, на мой взгляд, отдельного рассмотрения. Кроме того, несмотря на то, что этот участок работ является очень узким и относительно нетрудоемким, он, вместе с тем, служит отправной точкой для большинства других подразделений (особенно в подводном кораблестроении). Существует множество способов проектирования теоретического чертежа, использующих методы начертательной геометрии или результаты расчета на ЭВМ по уникальным программам. Но с появлением серьезных 3D CAD программ, возникла возможность проектировать непосредственно поверхность корпуса, а не её проекции на бумаге или в виде столбцов чисел. Именно такая задача была поставлена в Центральном Конструкторском Бюро Морской Техники РУБИН в 1995 году. К тому времени в бюро уже достаточно активно использовали систему CADKEY на ПЭВМ и «тяжелую» систему CADDS5 на рабочих станциях Sun. На них и началось освоение «поверхностного проектирования». Следует обратить внимание на то, что с самого начала CAD системы рассматривались как инструмент проектирования, а не как идеология. Проще говоря: компьютер должен делать то, что необходимо конструктору, а не конструктор подстраиваться под возможности программы. Это кажется само собой разумеющимся, но на практике всё не так-то просто. При разработке обводов корпуса конструктор должен учесть массу порой противоречивых требований: ü требования гидродинамики; ü условия размещения и нормальной работы оружия, всех систем, устройств и механизмов корабля; ü требования технологии постройки, обслуживания и ремонта. В настоящее время для проектирования обводов корпуса используются различные CAD-системы. Однако основным методом проектирования обводов подводных лодок является метод радиусографии. Этот метод состоит в том, что поверхность корпуса строится путем «протягивания» сечения, состоящего из участков дуг и прямых. При этом параметры каждого участка сечения изменяются по определенному закону. Этот закон (радиусографический ключ) представляется в виде графика или продольных кривых по всей длине корабля. Таким образом, довольно сложная поверхность определяется всего несколькими параметрами. Это с одной стороны упрощает процесс «управления» формой поверхности, а с другой стороны - обеспечивает абсолютно точное воспроизведение как самой поверхности, так и любого необходимого сечения. Имея радиусографический ключ, можно построить любое шпангоутное сечение как в 3D, так и на плоскости или вообще на бумаге (или на плазе) при помощи циркуля и линейки. Естественно, если позволяет программа, можно построить и саму поверхность. Применение метода радиусографии обусловлено, прежде всего, требованиями завода-строителя, и объясняется рядом причин: Ø необходимостью использования дуговых обводов для прочных конструкций корпуса; Ø более высокой технологичностью обводов; Ø обеспечением гладкости поверхности на начальной стадии её задания; Ø адекватностью воспроизведения обводов на плазе;
Ø
простотой работы с сечениями шпангоутов,
состоящими из участков дуг. За 6 лет использования различных CAD-систем были спроектированы корпуса разнообразных плавучих объектов, среди которых были подводные лодки и аппараты, надводные суда различного водоизмещения, судно с малой площадью ватерлинии, буровые платформы различных конструкций. Эти работы позволили сделать определенные выводы о возможности использования каждой из имеющихся систем для проектирования обводов корпуса, выявить сильные и слабые стороны каждой из них. Одновременно были выработаны требования, которым должна удовлетворять «идеальная» система, с учетом особенностей проектирования бюро. Процесс формирования обводов корпуса является только одним из звеньев длинной цепочки проектирования корабля. И звеном не начальным и не заключительным. В процессе разработки обводов корпуса необходимо активно обмениваться информацией со специалистами других отделов. В основном это сечения на том или ином шпангоуте или габариты устройств. Вся графическая информация поступает к разработчику обводов в форматах AutoCAD или CADKEY и в таком же виде должны выдаваться результаты работы. Это первое серьезное требование. Во-вторых, даже в рамках одного этапа проектирования обводы корпуса претерпевают очень много изменений, которые необходимо отрабатывать в очень сжатые сроки. Таким образом, система должна обеспечивать внесение изменений в уже существующую геометрию, не переделывая её целиком. В-третьих, необходимо обеспечивать передачу не только графической информации, но и численных значений для проведения дальнейших расчетов по статике, динамике, нагрузке и т.д. Это не только единичные данные, такие как водоизмещение, площадь смоченной поверхности, моменты инерции, но и большие массивы, описывающие обводы как корпуса в целом, так и отдельных отсеков, цистерн и выгородок. Кроме того, система должна обеспечивать получение всей необходимой плазовой информации. Таким образом, определены основные требования к инструменту проектирования: Ø возможность создания требуемых обводов; Ø возможность их корректировки; Ø возможность обмена данными с другими CAD-системами; Ø возможность передачи данных по геометрии в другие расчетные программы;
Ø
возможность формирования плазовой таблицы. Теперь перейдем к рассмотрению используемых CAD-систем. Для проектирования обводов корпуса в настоящее время используется четыре системы: 1) АПИРС ; 2) CADKEY ; 3) CADDS5 ;
4)
Pro/ENGINEER . АПИРС – отечественная система, специально разработанная для проектирования обводов корпуса. Она обеспечивает быстрое построение и модификацию поверхности корпуса. Это возможно благодаря использованию математики Безье-сплайнов и поверхностей. АПИРС очень удобен для создания поверхностей произвольной формы, таких, как корпуса надводных кораблей. При проектировании обводов подводных лодок АПИРС используется только на ранних этапах проектирования, когда надо быстро построить поверхность, и затем неоднократно её корректировать. Большим преимуществом АПИРСа является возможность экспорта информации в систему СТАТИКА. Благодаря этому можно проводить необходимые расчеты статики уже на самых ранних стадиях проектирования.
Графическая информация передается через формат обмена DXF в виде любых сечений, каркасных линий, сетки шпангоутов и сети поверхности как в 2D, так и в 3D виде, возможно автоматическое создание теоретического чертежа с тремя проекциями. Полученный чертеж не имеет ассоциативной связи с поверхностью и его нужно оформлять до «товарного» вида средствами любой CAD системы. К недостаткам АПИРСа относятся: - ограниченность средств создания поверхностей по различным законам, что не позволяет реализовать метод радиусографии в полном объеме; - некоторые сложности с построением «каркасной» геометрии; - отсутствие формата обмена IGES для передачи поверхностей; - недостаточная точность аппроксимации сечений дугами при передаче в DXF. Эти недостатки не позволяют использовать АПИРС на стадии рабочего проекта для ПЛ, однако при проектировании обводов надводных кораблей АПИРС весьма эффективен. Он позволяет также получать плазовые координаты. CADKEY – простая и удобная в работе 3D CAD система. Она обладает рядом преимуществ, благодаря которым CADKEY используется на всех стадиях проектирования – от самых ранних прикидок до окончания работы: ü удобство работы с 3D объектами; ü наличие всех необходимых функций для создания 3D каркасной геометрии; ü возможность работы с поверхностями и твердыми телами; ü удобная работа со сплайнами и коническими кривыми; ü наличие форматов обмена DWG, DXF, IGES, STEP.
С помощью CADKEY удобно прорабатывать вопросы компоновки и геометрии отдельных сечений, определяющих форму корпуса. В CADKEY также оформляются теоретические чертежи и все графические материалы, необходимые для передачи в другие отделы. Однако CADKEY не имеет возможности создавать поверхности по определенным законам и их модифицировать. Это единственное ограничение, не позволяющее использовать CADKEY для окончательного проектирования поверхности корпуса ПЛ. Использование CADKEY для тех задач, с которыми он справляется, обусловлено ещё и тем, что удобно иметь модель в той же системе, с которой работают разные проектные подразделения, поскольку передача из CADKEY в AutoCAD не представляет особых трудностей.
CADDS5 используется в тех случаях, когда планируется создание в том же CADDS5 модели корпусных конструкций, систем, и пр. CADDS5 имеет гораздо более широкие возможности, чем CADKEY, но те же основные недостатки. К тому же, он очень неудобен в работе. В последнее время CADDS5 для проектирования обводов не используется. Если необходимо, поверхности импортируются в него из Pro/ENGINEER.
Pro/ENGINEER – очень мощная современная система. Pro/ENGINEER имеет широкие возможности создавать поверхности и твердые тела по определенным законам и модифицировать их. Это единственная из имеющихся в РУБИНе систем, которая позволяет применять метод радиусографии в полном объеме. Pro/ENGINEER предоставляет широчайший математический аппарат для проектирования обводов, но, являясь универсальной машиностроительной системой, требует некоторой адаптации под специфику судостроения, для обеспечения более продуктивной работы. Поэтому Pro/ENGINEER используется для создания обводов только на поздних стадиях проектирования, когда основные параметры формы корпуса уже определены. Кроме того, Pro/ENGINEER незаменим при воссоздании обводов спроектированных ранее кораблей для их модификации, благо метод радиусографии позволяет сделать это максимально точно.
Итак, из этого краткого обзора мы видим, что каждая из программ имеет свои сильные и слабые стороны. При этом ни одна из них не обеспечивает комплексного решения всех задач. Поэтому приходится использовать разные системы. Для каждой задачи используется та система, которая наиболее эффективна в данном случае. При этом возникает проблема обмена данными. Для разных систем эта проблема стоит более или менее остро, но помнить об этом приходится. В связи с этим продолжается поиск путей адаптации имеющихся систем. В то же время имеющиеся сейчас средства позволяют осуществлять весь процесс проектирования вплоть до получения плазовой информации на рабочем месте конструктора, без привлечения программистов и написания дополнительных программ. Вполне законен вопрос: почему для проектирования обводов корпуса использовались в основном универсальные машиностроительные программы, а не специализированные судостроительные, такие, как FORAN или TRYBON? Ответ будет следующим. Во-первых, начиналось всё с тех систем, которыми располагали – напомню: это были CADKEY и CADDS5. Во-вторых, наличие такой серьезной системы, как CADDS5 (и соответствующих вложений в неё) не располагало к приобретению другой столь же серьезной системы. Pro/ENGINEER появился позже «сам собой», когда CADDS5 перешел к PTC. В-третьих, системы типа FORAN и TRYBON ориентированы прежде всего на специфику производства, а не проектирования. В большей или меньшей степени они навязывают свои «правила игры», свою идеологию и организацию всей работы. Не берусь оценивать, хорошо это или плохо, просто в одних случаях это принимают и идут на «перестройку», в других случаях ищут инструмент попокладистей. У каждого пути есть свои плюсы и минусы. Каждый выбирает для себя… Я лишь постарался осветить некоторые моменты «подбора инструмента». Надеюсь, эта информация окажется полезной тем, кто стоит на распутье дороги, ведущей в CAD. |