Модель прогулочного катера

Самоходная радиоуправляемая модель прогулочного катера выполнена в масштабе 1/8 из покупного набора американской фирмы Dumas boat.

Катера этого класса, построенные фирмой Chris-Craft, положили начало целому семейству "бочкоспиных" ( Barrel-back ) катеров, которые в большом количестве строились в 40-х годах. Для их изготовления и отделки использовались ценные породы дерева, натуральная кожа и пр. В последствии многие из таких катеров стали коллекционными экспонатами. На Западе они олицетворяют собой целую эпоху малого судостроения.

Модель выполнена полностью из покупного набора, в который входили заготовки для киля, шпангоутов и стрингеров, рейки, полосы из фанеры и красного дерева, пластиковые и металлические детали отделки, декали, клей, электромотор, аккумуляторы (радиоаппаратура покупалась отдельно), инструкция по сборке, фотографии и чертежи, поясняющие этапы сборки.

Несколько слов о материалах. Заготовки киля, шпангоутов и стрингеров - из фанеры среднего качества и требуют солидной подгонки при сборке. (Впервые приходилось делать корпус БЕЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА!). Фанерные полосы для первого слоя обшивки - из миллиметровой пятислойной (!) фанеры, калиброванной по всей длине и гладкой, как пластик. Просто приятно брать в руки! Рейки также калиброванные, абсолютно квадратного сечения и без сучков. Полосы шпона красного дерева - одно разочарование - переменной толщины и ширины, с неровными краями, иногда откровенно кривые. Дело в том, что красное дерево имеет ярко выраженную крупноволокнистую структуру и машинным способом получить ровный срез довольно-таки сложно. Клей - просто песня! Клеит почти всё. Намертво и быстро. Чем-то напоминает японский суперклей, только расфасован в бутылочки по 30 грамм. К нему еще прилагался катализатор для ускорения высыхания, но он выветрился раньше времени. Для болванок в носу и корме прилагалась БАЛЬЗА - дерево, которое в своё время наши авиамоделисты покупали чуть ли не на вес золота!

Теперь о конструкции. Каркас корпуса составляют киль и 10 шпангоутов со стрингерами по скуле и ширстреку. Обшивка корпуса двухслойная - сначала диагонально фанерой, потом продольно красным деревом. Палуба также состоит из фанерной основы с оклейкой красным деревом. Имитация белой мастики швов палубы - полосками полистирола. Внутренняя сторона кокпитов - фанера, которую я тоже оклеил красным деревом. Сиденья - полистирол, крашенный под малиновую кожу. Циферблаты приборов и надписи на борту - декали. Металлическая мелочь из какого-то очень твердого и легкого сплава, который легко обрабатывается и паяется (тоже мечта моделиста). Отлиты они очень грубо, так же, как и гребной винт, который фиксируется на валу штифтом и гайкой - вульгарно до безобразия. Ватерлинию сделал из полоски полистирола, а вот подводную часть пришлось красить. Представляете! Красить красной краской КРАСНОЕ ДЕРЕВО! С моей точки зрения - это просто вандализм. Но заказчик так захотел.

Поскольку модель предполагалась плавающей, а материал корпуса - дерево, то стояла проблема гидроизоляции всех конструкций. Снаружи весь корпус пропитан антисептиком, и покрыт тремя слоями алкидного тиккуриловского лака для катеров. Подводная часть еще покрашена двумя слоями автомобильной краски Sadolin. Изнутри все конструкции пропитаны эпоксидной смолой, придающей ещё и дополнительную прочность.

Строил я эту модель полтора месяца каждый день после работы. Старался придерживаться технологии, изложенной в инструкции (кстати написано довольно толково), но пришлось внести ряд изменений. Взялся за эту работу не столько из-за денег, сколько из-за интереса, поскольку раньше с такими наборами дела не имел. Получил представление об уровне этих вещей, и заодно испробовал новые материалы.

Вообще модель получилась очень эффектной. Красное дерево - это солидно.

На главную